Муниципальное общеобразовательное
учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 77»
Фрунзенского района города Саратова
Программа кружка « Хочу всё знать »
Программа
рассчитана на учащихся 1-2 классов.
Учитель: Погодина С.В.
Пояснительная записка.
Настоящая программа разработана для
обеспечения развития познавательных и
творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию в
интеллектуальных играх.
Актуальность
работы кружка : необходимость развития способностей
детей с учётом их индивидуальных психологических особенностей и склонностей.
Цели
программы : создание
условий для формирования интеллектуальной активности
Задачи программы :
l способствовать
расширению кругозора
l развивать
мотивацию к познанию и творчеству
l формировать
логическое и творческое мышление, речь учащихся
l обучать младших школьников работе с различными
источниками информации
l развивать
коммуникативную компетентность через
парную и групповую работу
Отличительные особенности
программы :
В содержании курса интегрированы задания
из различных областей знаний : русского языка, литературы, математики,
окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления
младших школьников.
В основе заданий. которые предлагается
выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала.
Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная
программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно
запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают,
составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств : умения
анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать,
переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания , воображение, речь,
расширяется словарный запас.
Участники образовательной программы : учащиеся 1 - 2 классов школы.
Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.
Программа рассчитана на 33 занятия по 1 учебному часу каждое. Занятия
проводятся 1 раз в неделю.
Основные
виды деятельности :
l решение
логических задач по разным отраслям знаний
l работа
с различными источниками информации
l составление
собственных логических задач, ребусов, головоломок
Предполагаемые результаты :
- повышение уровня развития интеллектуальных и
творческих способностей учащихся
- формирование умения самостоятельно работать с
дополнительными источниками информации
- развитие коммуникативной компетентности
детей
Формы
проверки результативности занятий :
l выпуск
книг-самоделок собственных логических заданий
l подготовка
и проведение детьми « Минуток смекалки» на уроках в своём классе
l участие
в интеллектуальных играх
Форма подведения итогов
реализации программы :
открытый интеллектуальный марафон
Метапредметными результатами изучения курса «Хочу всё знать»
являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Учиться совместно с
учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно
с учителем .
- Высказывать свою
версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных
заданий
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей
системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация
(знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать
предварительный отбор источников информации для решения учебной
задачи.
- Добывать новые знания: находить
необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях,
в специальной литературе
- Перерабатывать полученную
информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания, нацеленные
на развитие, умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Слушать и понимать
речь других.
- Вступать в беседу
на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог) Совместно договариваться о правилах общения и
поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные
роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах
Календарно – тематическое
планирование занятий
кружка « Хочу всё знать»
|
План
|
Факт
|
№ занятия
|
Тема занятия
|
Содержание занятия
|
|
|
|
1-2
|
Множества предметов и их свойства
|
Знакомство с классификацией множеств по признакам: размер, цвет,
форма
|
|
|
|
3-4
|
Волшебная цепочка
|
Обучение изменения букв в словах, для получения нового слова
|
|
|
|
5-6
|
Зачем нам нужен жизненный опыт? (на примерах сказочных героев)
|
Способствовать созданию и развитию своего жизненного опыта по
сохранению своего здоровья, формированию знаний, способностей, талантов.
|
|
|
|
7-8
|
Арифметические действия. Игра «Найди свой знак»
|
Обучение умению составить верное выражение, закрепление
арифметических знаков
|
|
|
|
9-10
|
Составь слово. Игра «Слоговое лото»
|
Обучение составлению новых слов с изученными буквами
|
|
|
|
11-12
|
Предметы и их признаки
|
Совершенствовать умение отличать предметы по их набору характерных
признаков; развивать мышление, образность и красоту речи, расширять кругозор
|
|
|
|
13-14
|
Карусель загадок. Задачки в стихах.
|
Решение загадок и логических задач о сказочных героях
|
|
|
|
15-16
|
Секреты слова. Игра
«Занимательные модели», «Кто внимательный?»
|
Обучение составлению слов
по моделям. Развитие мышления, сообразительности.
|
|
|
|
17-18
|
Ты и твоя семья.
|
Знакомство с нравственным
поведением, которое необходимо во взаимоотношениях между взрослыми людьми.
Помочь детям усвоить основы нравственности во взаимоотношениях с родителями.
|
|
|
|
19-20
|
Думай, смекай, отгадывай
|
Развитие пространственного мышления. Закрепить понятия
«больше-меньше», «раньше-позже», «»быстрее-медленнее»
|
|
|
|
21-22
|
Секреты слова. Игра «Кто больше?»,
«Слоговой аукцион»
|
Знакомство с «ситуацией
затруднения», искать и самостоятельно находить ответы на вопросы, развивать
творческое мышление
|
|
|
|
23-24
|
История моей семьи. Конкурс семейных фотографий и рисунков
|
Развивать уважение к своим близким, умение понимать родителей,
воспитывать любовь, ласковое и чуткое отношение к самым близким людям.
|
|
|
|
25-26
|
Математические ребусы, шарады.
|
Обучение умению составлять и отгадывать. Развивать творческие
способности и логическое мышление
|
|
|
|
27-28
|
Скороговорки, поговорки, чистоговорки.
|
Отрабатывать умение правильно, без искажений произносить звуки.
|
|
|
|
29-30
|
Наши питомцы
|
Взаимоотношениях между человеком и братьями нашими меньшими.
|
|
|
|
31-32
|
Магия чисел
|
Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей
|
|
|
|
33
|
Праздник Почемучки
|
Итоговое занятие.
|
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Игра и игровое общение по сравнению с
традиционными формами учебного общения в большей степени способствуют
возникновению и проявлению активности,
стимулирующей познавательную активность.
Познавательная игра – это активное
познание мира, облечённое в яркую игровую форму. В организационном плане
познавательная игра – коллективное творческое дело игрового, занимательного
характера.
По содержанию и, методике и технологии
можно выделить несколько групп познавательных игр: игры-конкурсы,
игры-путешествия,
игры-
читателей,
почемучкины игры
Выигрыш или проигрыш в игре- состязании
стимулирует познавательную деятельность детей, желание читать, узнавать новое,
расширять свой кругозор.
Игры-путешествия – это исследование
какого-либо объекта, явления, области знаний. В них нет соревновательности.
Хотя могут присутствовать задания конкурсного характера.
Литература
- Г.Александрова
«Занимательный русский язык» (серия « Нескучный учебник»), Тригон,
Санкт-Петербург, 1998
- Г.Бакулина «
Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М,
Владос, 1999
- М. Бесова «
Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004
- Э.Вартанян « Крылатые
слова», М, Астрель, 2001
- В.Волина « Откуда
пришли слова», М, Аст-прес, 1996
- В.Волина « Праздник
букваря», М, 1995
- В.Волина « Праздник
числа» М, 19953
- Н. Толоконников
«Загадки от А до Я», М., Келвори, 1995
- Л.Шипицына «Азбука
общения: развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и
сверстниками», СПб.: Детство-Пресс, 2000
- Ю.Гурин « Сказочные
кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000
- Т. Жикалкина « Игровые
и занимательные задания по математике» М, 1989
- Е.Минский « От игры к
знаниям» М, 1982
- Л. Мищенкова « 25
развивающих занятий с первоклассниками» Ярославль, 2005
- Л. Мищенкова « 25
развивающих занятий со второклассниками» Ярославль, 2006
- «Речевые секреты» под.
Редакцией Т. Ладыженской, М, 1993
- «Старинные вятские
загадки» Киров, 1990
- И. Сухин «Незнайка,
Хоттабыч, Карлсон и все-все-все» ПКФ «Валёр», 1995
- Л.Чилингирова,
Б.Спиридонова « Играя, учимся математике» М, 1993
|